
Яндекс в очередной раз меняет условия сотрудничества с агентствами по контекстной рекламе. Что ждет агентства, работающие с Яндекс.Директом, в 2019-2020 годах? Очередное снижение комиссии Яндекса у тех агентств, у которых она еще осталась.
Напомним, что если 10 лет назад при наличии договора с Яндексом по контекстной рекламе агентства вполне могли не брать с клиента деньги за настройку и ведение рекламы и вполне себя неплохо чувствовать, то теперь все идет к тому, что скоро комиссия Яндекса станет лишь воспоминанием.
Все началось еще в 2012-2013 годах, когда комиссия в 13% была снижена до 10% (дополнительные 3% получали лишь сертифицированные агентства). Более того, для заключения агентского договора с Яндексом нужно было теперь набирать определенный оборот, конкретный процент комиссии привязывался к потраченным на рекламу средствам. Уже тогда многие небольшие агентства были вынуждены задуматься о необходимости брать с клиентов деньги за свою работу.
В 2014-2016 годах комиссия продолжала снижаться, теперь до 7-8% от суммы потраченных средств без учета НДС (но процент незначительно повышался за большой рекламный бюджет). То есть, если оборот клиента в месяц составлял порядка 100 000 рублей, то в виде комиссии агентство получало порядка 6000-7000 рублей. А ведь тут должна быть заложена и зарплата менеджера по контекстной рекламе, и налоги, и аренда офиса, и работа менеджера и бухгалтера…
В итоге к 2017 году все небольшие агенства брали деньги за свою работу, лишь некоторые крупные агентства могли себе позволить выживать за счет комиссии Яндекса (благодаря большому обороту и квартальным и полугодовым комиссиям).
Что нас ждет теперь?
Похоже, теперь под удар попадают большие агентства. Теперь Яндекс снижает условия выплат квартальных и полугодовых комиссий. Дополнительные выплаты будут начисляться агентству за такие показатели, как реклама в РСЯ (реклама на форумах, тематических сайтах и пр.), за рост оборотов конкретного клиенты и т. д.
Кто при этом пострадает?
- Пострадают клиенты больших агентств, так как в большинстве случаев для них будет повышена цена на работу агентства. То есть, по факту эффективная цена клика будет повышена, для маленьких клиентов в ряде тематик Яндекс.Директ станет просто невыгоден.
- Перед крупными агентствами, которые раньше могли держаться на плаву за счет комиссии Яндекса, встанет выбор: пытаться получать дополнительные выплаты за направление бюджетов клиента в не самые эффективные каналы (РСЯ) и увеличение клиентских бюджетов (что далеко не всегда возможно и уместно), или тоже брать деньги за свои услуги, чтобы оставаться в плюсе.
Скорее всего, маленькие агентства и их клиенты (то есть, мы с вами) в этот раз перемен почти не почувствуют. Например, мы точно не будем предлагать вам рекламу в РСЯ для увеличения оборотов, если она не подходит вашему бизнесу.
Что ждет рынок контекстной рекламы в 2019-2020 году?
Большинство специалистов по контексту считают, что изменения будут значительны. Часть трафика и бюджетов перейдет в Гугл.
Возможен массовый переход клиентов из агентство в агентство или – тоже вероятный вариант – к фрилансерам. Некоторые компании задумаются о собственном специалисте по контекстной рекламе.
Кроме того, в последнее время Яндекс продвигает своих специалистов по Директу и привлекает на работу удаленщиков для настройки кампаний. В этом случае настройка кампании обходится клиенту бесплатно. Вероятно, в условиях ограниченных бюджетов это будет неплохим вариантом, хотя и вряд ли самым качественным.