SERP – это аббревиатура от Search Engine Results Page, страница результатов поисковой выдачи. Обычно говорят «поисковая выдача» или просто «выдача». Именно на попадание на первые позиции в выдаче (SERP) и нацелено поисковое продвижение (SEO), которым мы с вами занимаемся.
Содержание
- Как формируется выдача
- Как писать сниппеты для поиска
- Отличия в ранжировании
- SERP: расшифровка требований к качеству сайта и страниц
Как формируется выдача
SERP – это та страница, которую вы видите в ответ на любой запрос в интернете. Алгоритмы поисковых систем, опираясь на несколько сотен параметров ранжирования, подбирают наиболее релевантные по их мнению страницы. Это так называемая органическая (не платная) выдача. В ней показаны сниппеты: активный заголовок, по которому можно перейти на страницу, и ее краткое описание.
Пример SERP Яндекса по запросу «продвижение»
Также страница поисковой выдачи показывает контекстную рекламу, сервисы поисковиков (Карты, Картинки, Кью, Дзен, подборки товаров), обогащенные ответы (колдунщики).
Дмитрий Медведев, ведущий SEO-специалист компании iTargency:
«На страницах поисковой выдачи Яндекса много контекстной рекламы и рекламы сервисов Яндекса. В поисковой системе Google рекламных объявлений на странице выдачи меньше».
Ольга Cолдатова, ведущий SEO-специалист компании iTargency:
«У Яндекса и Google несколько разные серверы-колдунщики, которые показывают обогащенные ответы. Но в целом все похоже: Яндекс.Маркет – Google.Покупки, Яндекс.Карты – Google Maps и так далее».
Рассмотрим, чем может различаться страница результатов выдачи поисковых систем Google и Яндекс.
Как писать сниппеты для поиска
Длина заголовка сниппета составляет 60 символов для Google и 70 для Яндекса. Пробелы тоже считаются! Содержание сниппета нужно уложить в 150 знаков в Google и 250 знаков в Яндекс. Причем второй показывает сразу всего 190 символов, а остальные разворачивает при нажатии на «читать еще».
Пример сниппетов в Яндексе по запросу «поисковое продвижение»
В Google таких хитростей нет, сниппет показывается сразу.
Пример сниппетов в Google по запросу «поисковое продвижение»
Осенью 2021 года Google изменил требования к тому, как писать заголовки сниппетов. Теперь поиск хочет, чтобы заголовок не просто привлекал внимание, а точно и информативно отражал содержание страницы. Результат: поисковый робот Google сам меняет заголовок сниппета в SERP (не на вашем сайте!), если считает, что он недостаточно полно описывает страницу.
Ольга Cолдатова, ведущий SEO-специалист компании iTargency:
«Составляя сниппет, мы ориентируемся на короткий вариант, чтобы он полностью показывался в любой выдаче, в том числе мобильной. По факту они выглядят почти одинаково в обоих поисковиках. Для поискового продвижения имеет смысл проверять СТR, или кликабельность, сниппетов. Ее можно увидеть в счетчиках Яндекс.Метрики и Google Search Concole. Хороший сниппет дает больше кликов, а если кликабельность падает – нужно разбираться и дорабатывать сниппет. В целом СТR в Google и Яндекс коррелируют для аналогичных позиций выдачи».
Отличия в ранжировании
Топы выдачи в поиске немного отличаются, потому что Яндекс и Google отдают приоритет разным факторам ранжирования.
Яндекс любит:
- большие сайты;
- широкий ассортимент;
- множество страниц и товаров/услуг;
- хорошие поведенческие факторы;
- коммерческие элементы (заказать, оставить заявку и т.п.).
Поэтому в топе Яндекса часто оказываются маркетплейсы, сайты-агрегаторы – те, которые аккумулируют услуги с разных сайтов, товары от разных поставщиков. Яндекс считает, что такие веб-ресурсы дают пользователю более широкую и полную информацию, чем сайты конкретных брендов или специализированных проектов.
Чтобы сделать сайт похожим на агрегатор, приходится хитрить: подавать один и тот же продукт на страницах для разных запросов. Например, так сделал Альфа-Банк: кредитные карты «Аэрофлот» предлагаются и в разделе «Для путешествий», и в разделе «Партнерские», тем самым расширяя ассортимент каждого раздела.
Скрины с сайта Альфа-Банка
Google говорит, что ему важнее:
- качество сайта;
- соответствие требованиям для разных типов страниц;
- экспертный контент;
- цитируемость сайта;
- ссылки.
Он предпочитает ресурсы, которые соответствуют его критериям качества и требованиям к страницам. По мнению Google, такие сайты предоставляют наиболее достоверную и качественную информацию.
Дмитрий Медведев, ведущий SEO-специалист компании iTargency:
«Отличие в продвижении в том, что Яндекс делает упор на поведенческие факторы, а Google нет, для него важнее контент и ссылки. В Яндексе обычно больше ищут коммерческую информацию – что-то купить, а в Google – просто информацию».
SERP: расшифровка требований к качеству сайта и страниц
- Google – E-A-T
С 2020 года Google использует алгоритм E-A-T (Е – Экспертиза, А – Авторитетность и Т – Надежность) для присвоения рейтинга качества Page Quality Rating («качество страницы») всем страницам сайта. Есть максимально низкая и максимально высокая оценки, между ними 7 промежуточных ступеней. В соответствующем мануале поисковой системы детально описано, какой контент на страницах ведет к понижению оценки. Страницы с низким рейтингом будут вообще исключены из поиска.
- Google – YMYL
В 2021 году Google ввел факторы YMYL (аббревиатура от «Your Money Your Life», т.е. «Ваши деньги, ваша жизнь». К YMYL относятся страницы сайтов или блогов, которые могут повлиять на деньги или здоровье пользователей. Повысилась роль контента и отзывов реальных экспертов, а также отзывов реальных покупателей и клиентов сайта.
- Яндекс – Proxima
Около полугода назад Яндекс анонсировал новую метрику качества Proxima, задача которой – оценивать качество сайта. В октябре 2021 поисковая система добавила в метрику дополнительные аспекты оценки качества. В частности, большее значение получили отзывы пользователей.
- Яндекс – Антикачество
В октябре 2021 года Яндекс запустил алгоритм Антикачество. Результат – существенно упали позиции многих сайтов в выдаче. Поисковая система пессимизировала веб-ресурсы, ориентируясь на негативные отзывы пользователей. Чтобы не попасть в глазах Яндекса в ряды недобросовестных сайтов, необходимо работать с репутацией бренда, отзывами, информационным фоном.
- Яндекс – Профицит
Еще одна новая метрика оценивает качество поиска: успешно ли пользователь решил свою задачу на вашем сайте? Для этого поисковая система подсчитывает успешные и неуспешные взаимодействия пользователей с элементами поисковой выдачи. На высокие позиции выходят вебсайты, которые помогли как можно быстрее решить задачу пользователя.
Таким образом, работа над качеством сайта и контента становится все более значимым фактором для продвижения вашего ресурса в поисковой выдаче.
Автор: Татьяна Владимирова