Контент-менеджер – это не контент-маркетолог и не редактор, не копирайтер и не PR-специалист. А кто же он тогда? Остановимся на том, чем занимается контент-менеджер, его обязанностях, знаниях и умениях, характерных для профессии.
Содержание
- Что делает контент-менеджер
- Что должен уметь контент-менеджер
- Цели работы контент-менеджера и показатели его эффективности
- KPI контент-менеджера
- Кто может стать контент-менеджером
- Почему контент-менеджер не контент-маркетолог
- Заключение
Контент-менеджер – это специалист, который управляет процессом наполнения сайта компании, профилей в социальных сетях, рассылок. Он следит за актуальностью информации о продуктах компании. Это важно, когда нужно стимулировать аудиторию покупать товар или услугу. Таким образом, контент-менеджер:
- создает контент-план и материалы от имени бренда (сам или с помощью копирайтеров);
- готовит и публикует их;
- поддерживает актуальность материалов, обновляет их;
- отслеживает статистику.
Контент-менеджер – это не всегда тот, кто выполняет строго все пункты из перечисленных. Обычно это сочетание обязанностей, индивидуальное для каждого отдельно взятого бизнеса.
Стратегическую часть выполняет контент-маркетолог. Он ставит цели, формулирует решения, а контент-менеджер сайта отвечает за выполнение задач и достижение целей. Вместе с контент-менеджером над выполнением задач работают копирайтеры, дизайнеры, маркетологи, SMM- и SEO-специалисты.
Что делает контент-менеджер
Спектр обязанностей может различаться, но должностная инструкция контент-менеджера включает в себя следующие обязанности:
- создавать контент или подбирать подходящих исполнителей;
- формулировать и ставить задачи копирайтеру, дизайнеру, email-маркетологу;
- принимать готовые материалы, следить за сроками выполнения задач;
- проверять полученные тексты и вносить правки;
- подбирать дополнительные изображения, видео, аудио или ставить задачи на их создание;
- отдавать полученные материалы на верстку/оформление и публикацию;
- отслеживать удачные материалы;
- обновлять статьи, которые могут принести еще больше трафика;
- работать с площадками для посева контента, то есть распространять материалы в соцсетях и на сторонних сайтах там, где они будут интересны аудитории;
- работать над репутацией бренда.
На каждом этапе обязанности контент-менеджера также состоят в контроле правильности выполнения и качества готовых материалов.
Контент-менеджер несет ответственность как за достижение целей, так и за возможное невыполнение требований контент-плана. Даже если, например, не он писал пост или статью – его задача контролировать качество создаваемого и выпускаемого контента.
Что должен уметь контент-менеджер
Контент-менеджер – это специалист со знаниями в интернет-маркетинге, дизайне, управлении проектами. Его конкретные обязанности будут зависеть от масштаба компании и задач, которые она ставит перед собой. Остановимся подробнее на умениях, которые у него должны быть в любом случае.
Написание текстов
Хороший специалист должен понимать, что такое качественный текст, уметь сделать его лучше и донести копирайтеру, как это реализовать. Даже если контент-менеджер не пишет лично, он ставит задачи авторам и редакторам. Кроме того, он хорошо понимает формат и стилистику материала, а не только следит за отсутствием ошибок или опечаток.
Контент-менеджер понимает разницу в контенте для разных аудиторий, например, для молодежи среднего достатка и состоятельных покупателей возраста 45+.
Понимание принципов SEO, PPC и других инструментов
Контент-менеджер не обязан брать на себя SEO-продвижение сайта. Составление семантического ядра, работа с минус-словами – это обязанности SEO-специалиста. А контент-менеджер следит за тем, чтобы у изображений в материалах присутствовал тег alt, за правильностью заполнения тегов title и description (заголовок и описание страницы – соответственно): все это положительно влияет на индексирование сайта поисковыми системами.
То же касается контекстной рекламы, таргета, картографических сервисов – контент-менеджер должен понимать, как работает каждый инструмент, хоть ему и не придется ими пользоваться. Это нужно, чтобы для каждой цели и посадочной площадки создавать соответствующие материалы и учитывать их в контент-плане.
Верстка материалов
Для выкладки на сайт статью важно правильно оформить: изображения, ссылки, таблицы, подписи, дополнительные элементы – все должно быть на своем месте. В зависимости от CMS требуется разное количество специальных действий, чтобы сверстать материал. Знание CSS и HTML не обязательно, но от правильной верстки зависит читабельность материала и оценка его поисковыми системами.
Если не уделять этому должного внимания, в материалах на сайте могут не отображаться изображения или текст будет перекрывать часть картинок, «съезжать» в одну из сторон. Чтобы исправить подобные проблемы, нужны хотя бы минимальные знания HTML и понимание того, что такое «мусор» в коде.
Знание CMS и внутренней структуры сайта
Контент-менеджер должен знать, как работает CMS (система управления сайтом), а также понимать, что делать с битыми ссылками, дублями страниц и уметь провести базовый аудит. Все это нужно, чтобы улучшить качество площадки для пользователей и поисковых систем.
Работа с аналитикой
Понять, достигаются ли цели, помогают инструменты Google Analytics и Яндекс.Метрика. Здесь видны запросы пользователей, по которым они приходят на сайт, а также во внутреннем поиске. Зная их, можно составить более эффективный контент-план. Статистика покажет, какие материалы читают чаще, где проводят больше времени. Контент-менеджер умеет интерпретировать эти данные и использовать их для увеличения эффективности всего контент-потока. На основе статистики контент-менеджер:
- отслеживает, какие темы интересны аудитории;
- фиксирует материалы, приносящие больше трафика и лидов как на сайте, так и на сторонних площадках;
- постоянно следит за конкурентами, их публикациями и общими трендами ниши, возможностью создавать ситуативные посты.
На основе отчета с интерпретацией данных маркетолог корректирует стратегию работы.
Насмотренность и отслеживание трендов
Контент-менеджер знает новейшие фишки в оформлении и написании материалов, фиксирует, что и как делают конкуренты, следит за актуальностью всего контента. Например, тенденции e-commerce стремительно меняются, требования к контенту для интернет-магазинов и сайтов усложняется. Растут и требования к качеству фотосъемки, потенциальные клиенты могут запрашивать 3D-обзоры и видео распаковки. Нужно понимать, какой именно формат контента актуален в конкретной нише.
Цели работы контент-менеджера и показатели его эффективности
Контент-менеджер – это специалист, который всегда знает ответы на такие вопросы:
- Для чего определенные действия совершаются именно сейчас?
- Какого результата команда ожидает от этих мероприятий?
- Как это поможет в росте бренда?
В контент-стратегии задаются цели, над достижением которых работает в том числе контент-менеджер. Например, увеличить приток трафика на сайт, нарастить узнаваемость и охват, повлиять на лояльность аудитории и поднять экспертность, увеличить продажи и получить больше лидов.
Контент-менеджер – это ключевое звено между контент-стратегией, контент-планом и показателями эффективности внедренного контента. Если материалы не работают на достижение целей, вся команда возвращается к корректировке контент-плана или вообще всей стратегии.
KPI контент-менеджера
Как оценивается работа такого специалиста? Обычно рассматриваются следующие критерии:
- Соблюдение дедлайнов по созданию материалов.
- Публикация постов, рассылок, статей в соответствии с графиком контент-плана.
- Рост вовлеченности пользователей на сайте – средняя длительность сеанса, то есть время на изучение содержания статьи.
- Улучшение позиций в органической выдаче поисковых систем. Чем выше вовлеченность пользователей в материалы сайта, тем лучше их оценивают алгоритмы Google или Yandex, и тем выше их позиции.
- Вовлеченность на площадках посева и в соцсетях. Это лайки, репосты, комментарии, запросы.
- Лиды и продажи. Это конечная цель для любого бизнеса. Именно для этого работает связка в виде продуманной контент-стратегии, качественного контента, грамотного посева и продвижения, что дает приток целевых пользователей.
Кто может стать контент-менеджером
Обычно в профессию «контент-менеджер» приходят копирайтеры, SMM-, SEO-, PPC-специалисты, которые стремятся к более стратегической работе, поиску новых площадок для презентации бренда, общению с аудиторией, комплексному продвижению.
Контент-менеджер со временем может статьи контент-маркетологом: это его следующий уровень в карьерном росте.
Почему контент-менеджер не контент-маркетолог
Остановимся на этом дополнительно, потому что на сайтах с вакансиями часто встречаются списки требований к контент-менеджеру, которые по сути являются обязанностями контент-маркетолога. Вот что нужно помнить:
- Стратегия – задача контент-маркетолога.
- Контент-план и действия по достижению целей, установленных контент-маркетологом, – задача контент-менеджера.
- Маркетолог и менеджер всегда работают в связке. На основе данных последнего маркетолог корректирует стратегию и ставит обновленные цели перед менеджером.
- Маркетолог должен понимать, что и как делает команда, в правильном ли направлении движется.
- Менеджер должен разбираться в маркетинге для самостоятельной оценки адекватности предпринимаемых действий.
Заключение
Бывает и так, что в небольшом бизнесе один специалист отвечает за все этапы: и за стратегию, и за реализацию. Но с ростом компании понадобится больше специалистов, каждый из которых будет выполнять свои задачи, иметь свою зону ответственности и цели.
От работы контент-менеджера зависит успех внедрения всей маркетинг-стратегии. Это незаменимый специалист, обязанности которого охватывают несколько профессий и сфер знаний.
Автор: Евгения Лебедева