Бен Хант – американский маркетолог. Взяв за основу принципы Юджена Шварца о «состоянии сознания» человека на рынке, он предложил распределять потребителей по уровням их осведомлённости о продукте.
Содержание
- Первая ступень – проблемы нет
- Вторая ступень – осознание, что проблема есть
- Третья ступень – поиск решения
- Четвёртая ступень – выбор варианта
- Пятая ступень - покупка
Лестница Бена Ханта состоит из 5 ступеней:
- нет проблемы;
- есть проблема, нет решения;
- есть решение, выбор вариантов;
- выбор продукта;
- покупка продукта.
На первой ступени у человека нет проблемы или он о ней не знает, значит, и не стремится решить. Продавать что-либо здесь бесполезно.
На второй ступени человек понимает – проблема есть. Но это его не беспокоит или он думает, что решения нет.
Например:
- Бессонница. Ну, что поделаешь, возраст.
- Вредные привычки. Да, курение разрушает здоровье. Но я не смогу это бросить.
- Неперспективная работа. Что могу поделать? У меня нет образования, навыков, знакомств.
Третья ступень – активный поиск решения. Здесь люди понимают, что выход есть, и подбирают подходящий вариант.
Например, с выпадением волос можно бороться разными методами:
- специальный шампунь,
- народные средства,
- комплекс витаминов,
- физиотерапия,
- парик.
На четвёртой ступени вариант решения проблемы выбран. Теперь смотрят, какому продукту отдать предпочтение.
Выбирают марку шампуня, клинику или препарат.
Пятая ступень – покупка.
По сути, лестница Ханта в маркетинге – это инструмент для привлечения клиентов и работы с ними, пошаговое вовлечение их в воронку продаж.
Первая ступень – проблемы нет
Работать с людьми на этой ступени сложнее всего. Они не знают о проблеме или не придают ей значения. Задача бизнеса – привлечь внимание пользователя.
Вот статья на сайте Аскона:
Человек не задумывается, что не так с подушкой. Его просто привлёк заголовок. В некоторых пунктах узнал свои проблемы, но до статьи не связывал их с подушкой. Вряд ли он тут же побежит покупать новую, но интерес появился.
Цель продвижения на первом этапе – расширить охват. Не продажи! Здесь вы ничего не продадите. Задача – привлечь внимание и запомниться.
В этом поможет:
- контент-маркетинг,
- реклама, нацеленная на охваты,
- вирусный маркетинг.
Размещайте информационные материалы там, где их могут увидеть потенциальные клиенты: баннеры, ролики на YouTube, публикации в СМИ.
Вторая ступень – осознание, что проблема есть
Работать с этой ступенью проще, уже идёт сбор информации для решения. Человек задаёт вопросы: почему, как, что делать.
Какие инструменты использовать на этом этапе:
- статьи на ваших интернет-ресурсах, оптимизированные под соответствующие запросы – чек-листы, инструкции, руководства к действию;
- SMM – экспертные посты, видео;
- таргетированная реклама по интересам.
Например, проблема наших бабушек и дедушек – мобильный телефон.
Пожилым людям тяжело разбираться в современных гаджетах, плюс возрастные особенности: зрение подводит, часто проблемы с мелкой моторикой, да и со слухом. Не любой аппарат подойдёт.
То есть пожилые люди, а чаще их близкие, как раз находятся на второй ступени лестницы Ханта. Маркетинг помогает узнать о подходящих моделях телефонов.
Например, МТС на канале Яндекс Дзен публикует соответствующие посты.
Можно использовать видео. Так вы наглядно покажете преимущества, удобство пользования, как отключить ненужные функции.
Третья ступень – поиск решения
На этой ступени человек собрал информацию, узнал о различных вариантах и выбирает наиболее подходящий.
На предыдущих этапах ваша задача была дать как можно больше сведений о продукте. Здесь же цель – обратить внимание именно на ваше предложение. Рассказывайте про стоимость, преимущества, положительные результаты.
Задействуйте все доступные каналы, например, сайты вопросов и ответов.
Инструменты для этого этапа:
- SEO-продвижение,
- SMM–рассылки, экспертный контент,
- отзовики, форумы.
Ниже интересный подход использования лестницы Бена Ханта. Пример с контекстной рекламой.
Первое объявление «цепляет» заголовком. А при переходе открывается страница, на которой сравниваются два метода.
Четвёртая ступень – выбор варианта
На этой ступени человек точно знает, что его проблема «лечится». Он уже выбрал способ «лечения». Осталось определиться с конкретным продуктом.
Задача – убедить клиентов обратиться именно к вам. Рассказывайте истории успешного применения. Давайте сравнительные анализы, социальные доказательства. Показывайте красивые фото и видео использования продукта.
Инструменты этого этапа.
- PR–рейтинги, обзоры, личный бренд;
- отзовики, форумы;
- реклама в интернете (ретаргетинг);
- справочники, Яндекс.Карты, Яндекс.Бизнес.
Люди часто смотрят режим работы, телефон, местоположение, как добраться. Поэтому добавление компании в справочники необходимо.
Цель рекламы на этом шаге уже не охват, а возврат посетителей.
Допустим, на первых ступенях вы приводили на статью, где рассказывали, как выбрать моющий пылесос. Здесь запускаете ретаргетинг на тех, кто прочитал статью. Только теперь вы ведете на страницу с конкретными моделями.
Пятая ступень - покупка
Человек на пятой ступени – это «горячий» пользователь, готовый покупать. Сейчас он выбирает поставщика продукта/услуги. Расскажите о своих преимущества, чтоб пользователь не ушёл к конкурентам, а стал вашим клиентом.
Используйте:
- рекламу с акциями, скидками,
- рассылки.
Как видите, лестница Ханта позволяет не только сегментировать целевую аудиторию по степени вовлеченности. На её основе вы можете продумать маркетинговую стратегию работы с клиентами на всех ступенях.
Автор: Светлана Душкина