Содержание
- Выбор CMS с точки зрения агентства
- Работа с CMS с точки зрения контент-менеджера (личный опыт)
- В заключение
Выбор CMS, системы управления сайтом, сейчас достаточно непрост. Есть и конструкторы, и стандартные платные/бесплатные системы, и уникальные самописные версии. В этом материале мы рассмотрели самые популярные из них и дали свои рекомендации, причем не только с точки зрения агентства, но и с позиций человека, который после запуска сайта занимается его наполнением.
Выбор CMS с точки зрения агентства
Мы разрабатываем сайты на различных CMS более 15 лет, за это время у нас сложился определенный внутренний рейтинг различных систем управления веб-ресурсом. Конструкторы в этом материале мы рассматривать не будем: они неплохи для создания базового сайта-визитки, чтобы в интернете был хоть какой-то ресурс. Но их невозможно менять и дорабатывать, они плохо пригодны для продвижения в поисковых системах - так что оставим их новичкам и молодым стартапам, а сами поговорим о гораздо более рабочих вариантах CMS, как платных, так и бесплатных. Самописные системы тоже останутся за пределами нашего внимания: на них невозможно найти сторонних разработчиков хорошего уровня за вразумительные деньги, поэтому работа с ними неудобна. Рассмотрим несколько стандартных популярных CMS.
Bitrix
Компания была создана в 1998 году. В последние годы она регулярно занимает лидирующие позиции в рейтинге самых популярных CMS как в мире, так и в России. Ведущая коммерческая CMS в доменах .RU и .РФ по данным StatOnline.ru от января 2022 года.
Битрикс - глобальная коммерческая платформа с широким функционалом и огромным количеством шаблонных решений, поддерживается солидной компанией, имеет большой опыт поддержки IT-софта (чего стоит хотя бы интеграция с 1C, сервисами доставки, платежными системами и т.д.).
Вероятность проблем (взломов, несовместимости модулей между собой и их устаревания, неоптимизированного кода), особенно по сравнению с бесплатными системами, достаточно низка.
Система подходит в первую очередь для интернет-магазинов любой сферы.
Еще один немаловажный бонус: вы не будете привязаны к какому-то конкретному программисту или агентству. С Битриксом могут работать все или почти все, ведь это действительно одна из самых популярных CMS.
Стоимость стартовой лицензии - от 6200 р. (лето 2023 года), самая популярная лицензия стоит 40900 рублей.
Drupal
Бесплатная система управлением сайтом с открытым кодом. Первая версия появилась в 2001 году, сейчас ведущая версия - Drupal 10.1.1.
Drupal - действительно бесплатная платформа с большим количеством встроенных модулей и шаблонов. Она подходит для больших и средних сайтов со сложной структурой, в том числе интернет-магазинов и информационных порталов.
Есть интеграция со сторонними сервисами.
Из минусов - она достаточно сложна для освоения, требует знания HTML разметки.
Кроме того, регулярно выпускаются новые версии, при этом поддержка старых завершается. Исключение по продлению поддержки было сделано для седьмой версии - из-за того, что в Drupal 8 была полностью обновлена архитектура системы.
Первая версия сайта нашего агентства была сделана как раз на Drupal 7. На момент разработки сайта это была самая новая версия CMS. Переходить на Drupal 8 мы не стали, так как глобальный переход по трудоемкости вышел бы как полноценная разработка нового сайта. В новой версии полностью изменили способ темизации оформления, перестали работать старые коды. Поменялась программная архитектура, отсутствует часть модулей, их функционал частично мигрировал в другие модули или само ядро.
То есть, по факту, чтобы перейти с Drupal 7 на Drupal 8, нам нужно полностью переделать весь сайт. Не очень приятная ситуация. В итоге теперь для наших корпоративных сайтов мы выбираем Bitrix.
Joomla
Первая версия Joomla была выпущена в 2005 году австралийской компанией. Возникла как ответвление платной CMS Mambo. Уже к лету 2008 года она занимала второе место по скачиваниям после Wordpress.
Бесплатная и до сих пор весьма популярная CMS с открытым кодом. Большое количество бесплатных и платных модулей и плагинов, мультиязычность, простая документация на русском, минимальные требования к хостингу - все эти преимущества повлияли на рост популярности Joomla.
Однако в определенный период времени сайты на Joomla массово взламывались, кроме того, при работе с этой системой возникали дубли страниц, что давало проблемы при SEO-продвижении.
В новых версиях все это исправлялось, но бизнесы теряли позиции в поисковиках и тратили много денег на программистов для решения этих проблем. Кроме того, нет официальной технической поддержки со стороны разработчиков. Поэтому сегодня бизнес-сайты на Joomla практически не делают.
Opencart
Появилась в 1998 году, но была заброшена. К жизни ее вернули в 2009, когда код был перенесен с Pearl на PHP. К августу 2015 года на ней работали более 6% всех интернет-магазинов в мире, что делало эту систему третьей по популярности.
Бесплатная CMS с открытым кодом. Предназначена исключительно для интернет-магазинов. Есть большое количество платных и бесплатных модулей и расширений.
Однако порой модули конфликтуют друг с другом и самой CMS, система может создавать достаточно большую нагрузку на базу данных, есть определенные сложности с SEO (например, проблемы с оптимизацией скорости загрузки сайтов). Нет ряда готовых современных коммерческих модулей - их приходится писать под сайт, что долго и дорого. Кроме того, при использовании сторонних модулей может увеличиваться уязвимость системы для вирусов.
Wordpress
Бесплатная CMS с открытым исходным кодом. Первый релиз состоялся в мае 2003. По данным W3techs, в марте 2020 года более 41% всех сайтов работали именно на Wordpress.
Самая популярная и надежная система управления сайтом из бесплатных. Подходит для всех сайтов, есть большое количество платных и бесплатных расширений, модулей и тем.
Под нее легко найти программиста, при использовании проверенных модулей и свежих обновлений вероятность взлома достаточно низка.
Работа с CMS с точки зрения контент-менеджера (личный опыт)
Все эти технические подробности очень интересны и важны, но не менее интересен и опыт людей, которым приходится работать с наполнением сайта после запуска. Один из наших менеджеров поделился своими впечатлениями от работы с различными CMS.
Когда я пришла работать в агентство, я столкнулась с сайтами на различных CMS: Drupal, Bitrix, Wordpress. До этого я работала только с конструктором Tilda, так что осваивать пришлось все с нуля.
Основная моя задача в работе с сайтами - это контент-менеджмент: создание новых и поддержание существующих страниц, внесение изменений, публикация готовых статей, подбор и добавление изображений. То есть, я занимаюсь именно тем, с чем будут работать менеджеры компании-заказчика после запуска и передачи им рабочего сайта. Итак, давайте поговорим подробнее про каждую из CMS.
1. Drupal. На нем работает сайт нашего агентства. С этой CMS я сработалась сразу, у нее интуитивно понятный функционал, очевидно, куда какие данные вводить. Удобное редактирование страницы: выбираешь, какие блоки нужны для добавления, быстро создаешь новую страницу. Уверенно работать с Drupal можно практически сразу.
Единственная небольшая сложность - разметка html. Ранее я с ней не работала, поэтому пришлось изучать теги и их использование. В той же Drupal можно просто смотреть, как все сделано на других страницах сайта, и делать по примеру.
В этой CMS все хорошо, ничего не раздражает, лишь иногда долго подгружаются данные - но это может быть и проблема с интернетом, а не с движком.
2. Wordpress. Он мне нравится в работе меньше всех. Им неудобно пользоваться, в нем не очень понятный функционал, нужно много времени, чтобы разобраться. На первом этапе у меня сложилось впечатление, что блоки случайным образом расположены на странице. После Drupal переходить на Wordpress было неудобно.
Но есть и свои плюсы. На мини-картинках сразу видишь, какой блок и куда добавляешь, тогда как в Drupal работаешь только с названиями блоков - и если их перепутаешь, то потом придется все удалять и делать заново. Кроме того, в Wordpress есть предпросмотр сниппета.
3. И классика в мире сайтов, Bitrix. Функционал удобен и интуитивно понятен, четко указано, в какой блок пойдет информация, понятная структура в содержании. Это действительно удобная CMS, так что ее популярность вполне объяснима. Наши клиенты, получая сайт на Bitrix и проходя небольшое обучение, легко работают с контентом и наполнением сайта.
Итог - Bitrix одна из самых удобных CMS, быстрых и понятных. Конечно, это дело вкуса и к любой CMS можно привыкнуть за несколько дней работы. Мы же со стороны агентства после сдачи сайта заказчику проводим обучение специалистов клиента, готовим для них инструкцию и всегда остаемся на связи.
В заключение
По нашему опыту – и опыту разработчика, и опыту контент-менеджеров – выходит, что из всех популярных CMS все-таки надежнее всего выбирать платные.
Почему так происходит? Потому что бесплатные CMS поддерживаются командой энтузиастов - и довольно часто это юные разработчики. Да, они готовы работать бесплатно, они обладают свежим взглядом, но у них не всегда хватает опыта и знаний.
Платные же системы поддерживаются программистами, работающими за деньги. И они, и компания-разработчик несут ответственность за код CMS, ее безопасность и своевременные обновления.
Есть и другие значимые преимущества:
- Все сервисы, нужные для бизнеса, выпускают и поддерживают хорошо работающие модули для Bitrix, тогда как в бесплатных CMS с этим сложнее. Например, в Bitrix будут доступны сервисы 1C, Мой склад, интеграция со службами доставки, интернет-эквайринг (онлайн-оплата через банк), CRM.
- Вам как клиенту будет проще найти квалифицированных разработчиков для доработки сайта или тех. поддержки на Bitrix, чем на Wordpress или Drupal (у Bitrix есть свой список партнеров и критерии отбора, тогда как для бесплатных CMS нет системы оценки специалистов, вам придется выбирать на свой страх и риск).
- Готовый сайт на Bitrix можно оценить по общепринятым тестам, после этого вы видите официальные отчеты Bitrix. У бесплатных CMS таких тестов нет.
- И немного о теории заговора. В любую CMS легко вписать скрипт, который будет “спать” до нужного момента, а потом по команде сделает свою работу: сольет данные ваших пользователей, перекрасит ваш сайт в желто-голубые цвета или перестанет его загружать. Да, разумность и вероятность этого крайне малы, но они есть - особенно в текущей обстановке.
Bitrix же – российский производитель, в данном случае это определенного рода гарант против таких происшествий. Кстати, платные шаблоны Wordpress после 24 февраля 2022 года оплатить российскими картами нельзя - а Bitrix по-прежнему полностью доступен.
Выбор за заказчиком, но взвешивайте все плюсы, минусы и потенциальные опасности.