Статьи

Выбор CMS для сайта: Bitrix, Drupal, Wordpress и другие

31 июля 2023
Время прочтения 
9 минут

Содержание

Выбор CMS, системы управления сайтом, сейчас достаточно непрост. Есть и конструкторы, и стандартные платные/бесплатные системы, и уникальные самописные версии. В этом материале мы рассмотрели самые популярные из них и дали свои рекомендации, причем не только с точки зрения агентства, но и с позиций человека, который после запуска сайта занимается его наполнением.

Выбор CMS с точки зрения агентства

Мы разрабатываем сайты на различных CMS более 15 лет, за это время у нас сложился определенный внутренний рейтинг различных систем управления веб-ресурсом. Конструкторы в этом материале мы рассматривать не будем: они неплохи для создания базового сайта-визитки, чтобы в интернете был хоть какой-то ресурс. Но их невозможно менять и дорабатывать, они плохо пригодны для продвижения в поисковых системах - так что оставим их новичкам и молодым стартапам, а сами поговорим о гораздо более рабочих вариантах CMS, как платных, так и бесплатных. Самописные системы тоже останутся за пределами нашего внимания: на них невозможно найти сторонних разработчиков хорошего уровня за вразумительные деньги, поэтому работа с ними неудобна. Рассмотрим несколько стандартных популярных CMS.

Bitrix

Компания была создана в 1998 году. В последние годы она регулярно занимает лидирующие позиции в рейтинге самых популярных CMS как в мире, так и в России. Ведущая коммерческая CMS в доменах .RU и .РФ по данным StatOnline.ru от января 2022 года.

Битрикс - глобальная коммерческая платформа с широким функционалом и огромным количеством шаблонных решений, поддерживается солидной компанией, имеет большой опыт поддержки IT-софта (чего стоит хотя бы интеграция с 1C, сервисами доставки, платежными системами и т.д.).

Вероятность проблем (взломов, несовместимости модулей между собой и их устаревания, неоптимизированного кода), особенно по сравнению с бесплатными системами, достаточно низка.

Система подходит в первую очередь для интернет-магазинов любой сферы.

Еще один немаловажный бонус: вы не будете привязаны к какому-то конкретному программисту или агентству. С Битриксом могут работать все или почти все, ведь это действительно одна из самых популярных CMS.

Стоимость стартовой лицензии - от 6200 р. (лето 2023 года), самая популярная лицензия стоит 40900 рублей.

Drupal

Бесплатная система управлением сайтом с открытым кодом. Первая версия появилась в 2001 году, сейчас ведущая версия - Drupal 10.1.1.

Drupal - действительно бесплатная платформа с большим количеством встроенных модулей и шаблонов. Она подходит для больших и средних сайтов со сложной структурой, в том числе интернет-магазинов и информационных порталов.

Есть интеграция со сторонними сервисами.

Из минусов - она достаточно сложна для освоения, требует знания HTML разметки.

Кроме того, регулярно выпускаются новые версии, при этом поддержка старых завершается. Исключение по продлению поддержки было сделано для седьмой версии - из-за того, что в Drupal 8 была полностью обновлена архитектура системы.

Первая версия сайта нашего агентства была сделана как раз на Drupal 7. На момент разработки сайта это была самая новая версия CMS. Переходить на Drupal 8 мы не стали, так как глобальный переход по трудоемкости вышел бы как полноценная разработка нового сайта. В новой версии полностью изменили способ темизации оформления, перестали работать старые коды. Поменялась программная архитектура, отсутствует часть модулей, их функционал частично мигрировал в другие модули или само ядро.

То есть, по факту, чтобы перейти с Drupal 7 на Drupal 8, нам нужно полностью переделать весь сайт. Не очень приятная ситуация. В итоге теперь для наших корпоративных сайтов мы выбираем Bitrix.

Joomla

Первая версия Joomla была выпущена в 2005 году австралийской компанией. Возникла как ответвление платной CMS Mambo. Уже к лету 2008 года она занимала второе место по скачиваниям после Wordpress.

Бесплатная и до сих пор весьма популярная CMS с открытым кодом. Большое количество бесплатных и платных модулей и плагинов, мультиязычность, простая документация на русском, минимальные требования к хостингу - все эти преимущества повлияли на рост популярности Joomla.

Однако в определенный период времени сайты на Joomla массово взламывались, кроме того, при работе с этой системой возникали дубли страниц, что давало проблемы при SEO-продвижении.

В новых версиях все это исправлялось, но бизнесы теряли позиции в поисковиках и тратили много денег на программистов для решения этих проблем. Кроме того, нет официальной технической поддержки со стороны разработчиков. Поэтому сегодня бизнес-сайты на Joomla практически не делают.

Opencart

Появилась в 1998 году, но была заброшена. К жизни ее вернули в 2009, когда код был перенесен с Pearl на PHP. К августу 2015 года на ней работали более 6% всех интернет-магазинов в мире, что делало эту систему третьей по популярности.

Бесплатная CMS с открытым кодом. Предназначена исключительно для интернет-магазинов. Есть большое количество платных и бесплатных модулей и расширений.

Однако порой модули конфликтуют друг с другом и самой CMS, система может создавать достаточно большую нагрузку на базу данных, есть определенные сложности с SEO (например, проблемы с оптимизацией скорости загрузки сайтов). Нет ряда готовых современных коммерческих модулей - их приходится писать под сайт, что долго и дорого. Кроме того, при использовании сторонних модулей может увеличиваться уязвимость системы для вирусов.

Wordpress

Бесплатная CMS с открытым исходным кодом. Первый релиз состоялся в мае 2003. По данным W3techs, в марте 2020 года более 41% всех сайтов работали именно на Wordpress.

Самая популярная и надежная система управления сайтом из бесплатных. Подходит для всех сайтов, есть большое количество платных и бесплатных расширений, модулей и тем.

Под нее легко найти программиста, при использовании проверенных модулей и свежих обновлений вероятность взлома достаточно низка.

Работа с CMS с точки зрения контент-менеджера (личный опыт)

Все эти технические подробности очень интересны и важны, но не менее интересен и опыт людей, которым приходится работать с наполнением сайта после запуска. Один из наших менеджеров поделился своими впечатлениями от работы с различными CMS.

Когда я пришла работать в агентство, я столкнулась с сайтами на различных CMS: Drupal, Bitrix, Wordpress. До этого я работала только с конструктором Tilda, так что осваивать пришлось все с нуля.

Основная моя задача в работе с сайтами - это контент-менеджмент: создание новых и поддержание существующих страниц, внесение изменений, публикация готовых статей, подбор и добавление изображений. То есть, я занимаюсь именно тем, с чем будут работать менеджеры компании-заказчика после запуска и передачи им рабочего сайта. Итак, давайте поговорим подробнее про каждую из CMS.

1. Drupal. На нем работает сайт нашего агентства. С этой CMS я сработалась сразу, у нее интуитивно понятный функционал, очевидно, куда какие данные вводить. Удобное редактирование страницы: выбираешь, какие блоки нужны для добавления, быстро создаешь новую страницу. Уверенно работать с Drupal можно практически сразу.

Единственная небольшая сложность - разметка html. Ранее я с ней не работала, поэтому пришлось изучать теги и их использование. В той же Drupal можно просто смотреть, как все сделано на других страницах сайта, и делать по примеру.

В этой CMS все хорошо, ничего не раздражает, лишь иногда долго подгружаются данные - но это может быть и проблема с интернетом, а не с движком.

2. Wordpress. Он мне нравится в работе меньше всех. Им неудобно пользоваться, в нем не очень понятный функционал, нужно много времени, чтобы разобраться. На первом этапе у меня сложилось впечатление, что блоки случайным образом расположены на странице. После Drupal переходить на Wordpress было неудобно.

Но есть и свои плюсы. На мини-картинках сразу видишь, какой блок и куда добавляешь, тогда как в Drupal работаешь только с названиями блоков - и если их перепутаешь, то потом придется все удалять и делать заново. Кроме того, в Wordpress есть предпросмотр сниппета.

3. И классика в мире сайтов, Bitrix. Функционал удобен и интуитивно понятен, четко указано, в какой блок пойдет информация, понятная структура в содержании. Это действительно удобная CMS, так что ее популярность вполне объяснима. Наши клиенты, получая сайт на Bitrix и проходя небольшое обучение, легко работают с контентом и наполнением сайта.

Итог - Bitrix одна из самых удобных CMS, быстрых и понятных. Конечно, это дело вкуса и к любой CMS можно привыкнуть за несколько дней работы. Мы же со стороны агентства после сдачи сайта заказчику проводим обучение специалистов клиента, готовим для них инструкцию и всегда остаемся на связи.

В заключение

По нашему опыту – и опыту разработчика, и опыту контент-менеджеров – выходит, что из всех популярных CMS все-таки надежнее всего выбирать платные.

Почему так происходит? Потому что бесплатные CMS поддерживаются командой энтузиастов - и довольно часто это юные разработчики. Да, они готовы работать бесплатно, они обладают свежим взглядом, но у них не всегда хватает опыта и знаний.

Платные же системы поддерживаются программистами, работающими за деньги. И они, и компания-разработчик несут ответственность за код CMS, ее безопасность и своевременные обновления.

Есть и другие значимые преимущества:

  1. Все сервисы, нужные для бизнеса, выпускают и поддерживают хорошо работающие модули для Bitrix, тогда как в бесплатных CMS с этим сложнее. Например, в Bitrix будут доступны сервисы 1C, Мой склад, интеграция со службами доставки, интернет-эквайринг (онлайн-оплата через банк), CRM.
  2. Вам как клиенту будет проще найти квалифицированных разработчиков для доработки сайта или тех. поддержки на Bitrix, чем на Wordpress или Drupal (у Bitrix есть свой список партнеров и критерии отбора, тогда как для бесплатных CMS нет системы оценки специалистов, вам придется выбирать на свой страх и риск).
  3. Готовый сайт на Bitrix можно оценить по общепринятым тестам, после этого вы видите официальные отчеты Bitrix. У бесплатных CMS таких тестов нет.
  4. И немного о теории заговора. В любую CMS легко вписать скрипт, который будет “спать” до нужного момента, а потом по команде сделает свою работу: сольет данные ваших пользователей, перекрасит ваш сайт в желто-голубые цвета или перестанет его загружать. Да, разумность и вероятность этого крайне малы, но они есть - особенно в текущей обстановке.

Bitrix же – российский производитель, в данном случае это определенного рода гарант против таких происшествий. Кстати, платные шаблоны Wordpress после 24 февраля 2022 года оплатить российскими картами нельзя - а Bitrix по-прежнему полностью доступен.

Выбор за заказчиком, но взвешивайте все плюсы, минусы и потенциальные опасности.

Наши работы
Заказать расчет

Заполните форму, чтобы оценить стоимость работ